"Абвгдейка"
Алгоритм учебного занятия:
- Разминка.
- Упражнения на развитие двигательных навыков пальцев рук.
- Упражнения на развитие правильного речевого выдоха.
- Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
- Упражнения на развитие слухового восприятия.
- Стимуляция биологически активных зон и укрепление мышц лица.
- Итоги занятия.
Сроки и формы реализации программы
Программа рассчитана на один год: с сентября по май текущего учебного года. Занятия кружка проводятся с детьми в количестве 2-3 человек.
Занятия проводятся во вторую половину дня два раза в неделю; продолжительность одного занятия - 20 мин.
Формы работы: групповые и индивидуальные занятия. Форма обучения: очная.
Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года планируются следующие результаты освоения программы детьми:
1. Развитие речи детей (расширение и уточнение активного словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной монологической речи, знакомство со звуками, развитие речевого аппарата);
2. Формирование звукового строя речи (звуковой культуры речи, звукопроизношения)
3. Развитие психологических процессов (мышления, речи, памяти, внимания, воображения, познавательных процессов);
4. Формирование личностных качеств (присутствие дружеских, партнерских взаимоотношений; развитие коммуникативных навыков);
5. Развитие мелкой моторики (выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, развитие в пальчиковых играх тактильной чувствительности, зрительно-двигательной
координации движения).
6. Формирование навыков выполнения полного комплекса артикуляционных упражнений: точность, плавность, необходимая амплитуда движений, преодоление синкенезий, достаточный объем.
7. Развитие умения выполнять элементы самомассажа мышц лица и рук.
Программа занятий
Программа кружковой работы с детьми 4-6 лет реализуется в различных видах детской деятельности:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, театрализованная деятельность, игры-драматизации);
- коммуникативная (речевые обучающие игры, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- конструирование из различных видов конструктора, включая природный материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Перспективное планирование работы
Сентябрь
1 – я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.
Упражнение «Ёжики».
4. Развитие темпа и координации речи и движений
Игра «Кружатся листья».
2 – я неделя.
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Раздуй горошки».
4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки.
Игра «Зайцы и лисички».
3 – я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Узнай, что звучало?»
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос.
Упражнение «Хомячки».
4. Развитие темпа и ритма речи.
Игра «Дождик».
4 - я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.)
3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха.
Упражнение «Колобок».
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.
Игра «Земляничка».
Октябрь
1 – я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечное движение по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Игра Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.
Упражнение «Ёжики».
4. Развитие темпа и координации речи и движений
Игра «Кружатся листья».
2 – я неделя.
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательное движение кулачком по ладони противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Звучащие предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип карандаша по листу бумаги).
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Раздуй горошки».
4.Развитие слухового внимания, умения реагировать на изменение темпа музыки.
Игра «Зайцы и лисички».
3 – я неделя8
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Игра «Узнай, что звучало?»
3. Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование короткого ритмичного вдоха через нос.
Упражнение «Хомячки».
4. Развитие темпа и ритма речи.
Игра «Дождик».
4 - я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).
2. Узнавание неречевых звуков.
Упражнение «Голоса» улицы» (звуки машины и др.)
3. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного равномерного ротового выдоха.
Упражнение «Колобок».
Ноябрь
1 – я неделя
1. Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Тёрка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).
2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.
Игра «Три медведя».
3. Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.
Упражнение «Одуванчики».
4. Развитие чувства ритма, координации речи и движений.
Игра «Ветер».
2 – я неделя
1. Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки).
2. Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха.
Упражнение «Собачки».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Поможем Буратино заговорить»
4. Развитие темпа и ритма речи.
Игра «Аты – баты, шли солдаты».
3 – я неделя
1. Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок.
2. Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот.
Упражнение «Весёлый мяч».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Домик для язычка».
4. развитие темпа и ритма речи.
Игра «Три медведя».
4 – я неделя
1. Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами Су – джок.
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
Игра «Послушай звуки зимы».
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).
4. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок наводит порядок».
5. Развитие координации речи и движений.
Игра «Снежок».9
Декабрь
1 – я неделя
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Командир».
2. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки
Упражнение «Транспорт на улице» (звуки машины и др.)
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок делает зарядку».
4. . Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Автомобили».
2 – я неделя
1. Развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки.
Упражнение «Звуки зимнего леса».
2. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
Пальчиковая игра «На прогулке».
3. Развитие чувства ритма, умения самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки.
Игра «Зимние забавы».
4. Развитие равномерного выдоха носом; медленного продолжительного выдоха ртом.
Игра «Запахи праздника».
5. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок в магазине».
3 –я неделя
1.Развитие пальчиковой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Командир».
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Буря в стакане».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок и кошечка».
4. Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки.
Игра «Новогодний бубен».
4 – я неделя
1.Развитие дифференцированных движений пальцами.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Задуй свечу».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок и лошадка».
4. Развитие слухового внимания и координации движений при помощи выразительных средств музыки (темп, ритм, громкость).
Хоровод «Весёлая зима».
Январь
2 – я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги).
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.
Упражнение «Подуем на снежинку».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок и велосипед».
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.
Игра «Снежинки и ветер».
3 – я неделя
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.
Упражнение «Пингвины на льдине».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок в зоопарке».
4. Развитие координации речи и движений.
Игра «Снежок».
4 - я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха.
Упражнение «Одуванчики».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнение «Язычок в цирке».
4. Развитие координации речи и движений (ходьба «змейкой») согласно заданному темпу.
Игра «Катушка».
Февраль
1 – я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон.
Пальчиковая гимнастика «Гуси» (бельевые прищепки).
2.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.
Упражнение «Кораблики».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок играет на музыкальных инструментах».
4. Развитие координации речи и движений, чувства ритма.
Игра «Снегирь».
2 – я неделя
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
Упражнение «Горошки».
2. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок пошёл гулять».
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
Тема «Дом» (комната куклы Говоруши),
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Раздуй горошки» (картинки с изображением солдатиков).
5. Развитие координации речи и движений в соответствии с темпоритмическими характеристиками музыки.
Игра «Аты – баты, шли солдаты».
3 – я неделя
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
Упражнение «Цапля» (пуговицы, пришитые на плотную ткань).
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Карандашик».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок собирает грибы»
4. Развитие темпоритмических характеристик речи.
Игра «Андрей – воробей».
4 – я неделя
1. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
Упражнение «Спрячь платочек».
2. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Самолёты».
3. Развитие артикуляционной моторики.
Игра «Язычок знакомится с Говорушей».
4. Развитие слухового внимания, умения реагировать на смену музыки, координации речи и движений.
Игра «Самолёт».
Март
1 – я неделя
1. Укрепление мышц кистей рук.
Упражнение «Друзья» (эспандеры).
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.
Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Вертушка».
4. Развитие координации печи и движений.
Хоровод «Будем маме помогать».
2 – я неделя
1.Стимуляция биологически активных зон
Упражнение для самомассажа рук «Зайки» (ворсистые коврики).
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.
Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
Тема «Дом» (кухня куклы Говоруши).
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.
Упражнение «Живая лужица».
5. Развитие координации речи и движений, слухового внимания – умения реагировать на смену сигнала.
Игра «Едем на лошадке».
3 – я неделя
1. Стимуляция тактильных ощущений.
Упражнение «Тесто» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Формирование знания о названии и работе органов артикуляционного аппарата.
Упражнение «Говоруша рассказывает про органы речи».
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Дорожка».
4. Развитие темпа и ритма речи.
Игра «Маленькие ножки».
4 – я неделя
1. Стимуляция тактильных ощущений.
Упражнение «Постираем платочки» для массажа кистей рук в «схом» бассейне.
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.
Упражнение «Говоруша делает массаж язычку».
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.
Упражнение «Клубочек».
4. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
Тема «Дом» (ванная комната у Говоруши).
5. Развитие координации речи и движений.
Игра «Догонялки с Мишкой».
Апрель
1 – я неделя
1. Стимуляция тактильных ощущений.
Упражнения «Лодочка», «Повар» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Развитие умения расслаблять мышцы органов артикуляции.
Упражнение «Говоруша делает массаж язычку».
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Курочка Ряба».
4. Развитие зрительного и слухового внимания.
Игра «Птичий двор».
2 – я неделя
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.
Упражнения «Колобок», «Зарядка» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд.
Упражнение «Губы делают гимнастику».
3. Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.
Тема «Лес» (весна).
4. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при сомкнутых губах.
Упражнение «Воздушный шар».
5. Развитие слухового внимания, умение изменять скорость бега в зависимости от темпа музыки.
Игра «Побежали».
3 – я неделя
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.
Упражнения «Ладошки здороваются», «Лягушки» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Формирование губных поз – открытой улыбки и вытягивания губ вперёд.
Упражнение «Губы делают гимнастику.
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Хорошая погода».
4. Развитие чувства ритма и темпа, координации речи и движений.
Упражнение «заботливое солнышко».
4 – я неделя
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.
Упражнение «Лягушки», «Пальцы играют» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Развитие ощущений от движений органов артикуляции.
Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».
3. Различение звукоподражаний по высоте, силе и тембру.
Тема «Цирк».
4. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Мыльные пузыри».
5. Координация речи и движений, развитие чувства ритма и темпа.
Игра «Весёлый дождик».
Май
2 – я неделя
1. Стимуляция тактильных ощущений.
Упражнение «Зарядка», «Пальцы играют» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.
Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».
3. Формирование умения протяжно произносить гласные звуки на длительном выдохе.
Упражнение «Тропинка для Колобка».
4. Развитие координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи.
Игра «Баба сеяла горох».
3 – я неделя
1. Увеличение объёма и амплитуды движений пальцев рук.
Упражнение «Найди сюрприз» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне.
2. Выработка подвижности языка, укрепление его мышц, закрепление пространственной ориентировки правой и левой стороны.
Игра «Упражнения для язычка с Говорушей».
3. Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.
Упражнение «Мельницы».
4. Развитие зрительного внимания.
Игра «Светофор».
4 – я неделя
Проведение диагностики
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»